Производство бетонных работ в зимнее время

Обеспечение высокого качества бетонных и железобетонных работ, выполняемых при отрицательных температурах окружающего воздуха, обусловливает необходимость соблюдения определенных требова­ний.

При отрицательных температурах замерзает содержащаяся в бетоне свободная вода, образуются кристаллы льда большего объема, чем имела вода. По­этому в порах бетона развивается большое давление, приводящее к разрушению структуры еще не затвердевшего бетона и снижению его конечной прочности. Конечная прочность снижается тем больше, чем в более раннем возрасте замерз бетон. Наиболее опасно замерзание бетона в период схватывания цемента.

Согласно требованиям СНиП 111-15-76 прочность бетона (без противоморозных добавок) монолитных конструкций с ненапрягаемой арматурой и монолитной части сборно-монолитных конструкций к моменту ложного замерзания должна быть не менее: 50% проектной прочности при проектной марке бетона М150; 40% - для бетона марок М 200 и М 300 ; 30% для бетонов М 400 и М500. Прочность бетона для конструкций, подвергающихся по окончании выдерживания замораживанию и оттаиванию, должна составлять 70% независимо от проектной марки; в предварительно напряженных конструкциях - 80%; для конструкций, подвергающихся сразу после окончания выдерживания действию расчетного давления воды, и к которым предъявляются специальные требования по морозостойкости и водонепроницаемости - 100% проектной прочности.

Прочность бетона с противоморозными добавками к моменту его охлаждения до температуры, на которую рассчитано количество добавок, должна быть не нее 30% проектной прочности при проектной марки бетона - до М 200; 25% - для бетонов марки М 300 и - для бетонов марки М 400. Бетон, замороженный при указанной выше прочности, после оттаивания должен выдерживаться в условиях, обеспечивающих получение проектной прочности до загружения железобетонных конструкций нормативной нагрузкой. Для обеспечения требуемой конечной прочности бетона необходимо выполнять соответствующие мероприятия по подготовке составляя их и приготовлению бетонной смеси. Особое внимание при этом уделяют защите забетонированных конструкций от непосредственного воздействия отрицательной температуры и ветра.

Наиболее распространенным способом зимнего бетонирования является способ термоса, который предусматривает обеспечение в бетоне во время его твердения положительной температуры за счет тепла, пученного в результате подогрева составляющих бетонной смеси, и тепла выделяемого цементом при твердении. С целью ускорения процесса твердения в бетон вводят химические добавки-ускорители или дополнительно его прогревают электрическим током, паром и теплым воздухом. При производстве бетонных и железобетонных ра­бот в зимнее время строительная лаборатория и ин­женерно-технический персонал строек должны по­вседневно строги контролировать все стадии произ­водства работ.

Приготовление бетонной смеси в зимнее время осуществляют на центральных бетонных узлах в обо­греваемых помещениях под наблюдением сотрудни­ков лаборатории, которые обязаны проверять качество составляющих и состав бетона, назначать и контроли­ровать температуру составляющих и самой бетонной смеси, а также количество вводимых химических до­бавок.

Прежде всего необходимо обратить внимание на хранение составляющих бетонной смеси, так как в зим­них условиях хранение материалов значительно услож­няется. Складские помещения для хранения цемента должны иметь плотные ограждения, не допускающие попадания снега. Песок, гравий и щебень во избежа­ние смешивания со снегом необходимо складывать на сухих возвышенных местах, защищенных от снежных заносов. Форма штабелей материалов должна обес­печивать наименьшую поверхность при данном объе­ме (круглую, куполообразную). Высота их должна быть не менее 5 м. Перед укладкой в штабеля смерзшиеся заполнители разрыхляют.

Температура составляющих бетонной смеси в мо­мент загрузки в бетоносмеситель должна обеспечи­вать заданную температуру бетонной смеси при выхо­де из бетоносмесителя. Поэтому при приготовлении бетонной смеси зимой применяют подогретую воду, оттаявшие или подогретые заполнители.

Бетонная смесь должна иметь некоторый запас теп­ла, который расходуется от момента укладки до нача­ла обогрева в конструкции, а при методе термоса - в течение своего периода выдерживания бетона.

Температура бетонной смеси, уложенной в опалуб­ку, к началу выдерживания или подогрева не должна быть ниже температуры, установленной расчетом, при выдерживании бетона по методу термоса; температу­ры замерзания раствора затворения, увеличенной на 5°С, при применении бетона с противоморозными до­бавками.

Температуру подогрева воды и заполнителей при загрузке их в бетоносмеситель и температуру готовой бетонной смеси при выходе ее из бетоносмесителя устанавливают расчетным путем с учетом потерь теп­ла во время загрузки и перемешивания материалов, транспортирования и укладки бетонной смеси в кон­струкции.

Бетонную смесь приготавливают под наблюдени­ем дежурного лаборанта, который задает температу­ру смеси и проверяет не реже двух раз в смену темпе­ратуру составляющих и бетонной смеси после выхода ее из бетоносмесителя. При необходимости он дает указание изменить режим подогрева материалов.

При применении подогретой воды во избежание «заваривания» цемента он должен следить за тем, что­бы была выполнена следующая очередность загрузки материалов в бетоносмеситель: одновременно с на­чалом подачи воды загружают щебень или гравий, а после заливки половины требуемого количества воды и нескольких оборотов барабана - песок и цемент.

Наибольшая допускаемая температура воды и бе­тонной смеси (табл. 1).

Таблица 1

Виды цемента

Температура, 'С

воды

бетонной смеси при выходе из бетоносмесителя

Портландцемент, шлако-портландцемент, портландцемент марок ниже 600

80

35

Быстротвердеющий портланд­цемент и портландцемент марки 500 и выше

60

30

Глиноземистый цемент

40

25

Продолжительность перемешивания бетонной смеси следует увеличивать не менее, чем на 25% про­тив летних условий (при применении только подогре­той воды). Продолжительность смешивания можно не увеличивать, если использовать подогретую воду, от­таявшие или подогретые заполнители.

Транспортирование бетонной смеси. Контролируя транспортирование бетонной смеси, необходимо учи­тывать, что потери тепла при самой перевозке мень­ше, чем потери при перегрузочных операциях. Поэто­му бетонную смесь от завода к месту укладки следует доставлять без перегрузок. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы бетонная смесь транспортиро­валась без задержек при погрузке, перевозке и вы­грузке, а транспортная тара утеплялась и обогрева­лась. При транспортировании бетонной смеси в само­свалах кузова их укрывают брезентом (при малых рас­стояниях перевозки) или обогревают отработанными газами, которые пропускают через специально устро­енное дно кузова или выводят через трубу в верхней части кузова для создания над бетонной смесью теп­ловой завесы. При транспортировании смеси в бадь­ях и бункерах их накрывают деревянными утепленны­ми крышками, снаружи утепляют войлоком, минераловатными матами и другими материалами, а затем об­шивают фанерой.

Строительная лаборатория, осуществляя контроль за производством бетонных работ, назначает макси­мально допустимую продолжительность транспорти­рования бетонной смеси из условий сохранения ее удобоукладываемости и температуры перед укладкой, а также заданной температуры на выходе из бетоно­смесителя.

Продолжительность транспортирования может быть увеличена за счет применения замедляющих или пластифицирующих добавок, приготовления смеси пониженной температуры с последующим подогре­вом у мест укладки, введения в бетонную смесь противоморозных добавок. Время транспортирования предварительно разогретой бетонной смеси и ее укладки не должно превышать времени начала схва­тывания бетона.

При транспортировании бетона бетононасосами следует разработать и тщательно выполнять специаль­ные мероприятия, обеспечивающие бесперебойную их работу. Следует также предусматривать утепление бетонопроводов и виброхоботов.

Укладка бетонной смеси. Бетонное или каменное основание, а также замерзшие бетонные и каменные конструкции перед укладкой подогретой бетонной смеси тщательно очищают от снега, наледи, грязи и цементной пленки, прогревают до положительной тем­пературы на глубину не менее 30 см, чтобы обеспечить сцепление вновь уложенного бетона с ранее возведен­ной конструкцией или основанием.

Дежурный лаборант, осуществляя контроль за укладкой бетонной смеси, должен следить за тем, что­бы ее температура к началу выдерживания в опалубке или подогрева не была ниже температуры, установлен­ной расчетом, при выдерживании бетона по методу термоса; температуры замерзания раствора затворения, увеличенной на 5°С, - при применении бетона с противоморозными добавками; О'С - в наиболее ох­лажденных зонах перед началом предварительного электроразогрева бетонной смеси или при форсиро­ванном электроразогреве ее в конструкциях и 2°С - при применении других методов тепловой обработки бе­тона.

Для предотвращения излишней потери тепла бе­тонной смесью ее укладывают небольшими участками по длине и ширине, при этом каждый уложенный слой быстро перекрывают последующим, не допуская па­дения температуры в нем ниже предусмотренной рас­четом. После укладки последнего или промежуточно­го (в случае бетонирования с перерывом) слоя бетон укрывают щитами или матами. Толщина укладываемых слоев бетона для лучшего сохранения ими тепла при укладке должна быть максимально допускаемой усло­виями вибрирования. Бетонную смесь следует уклады­вать круглосуточно до окончания бетонирования все­го массива или его части - блока.

Производитель работ должен проследить за тем, чтобы верхняя поверхность бетона после окончания бетонирования была немедленно утеплена. В против­ном случае верхний слой бетона может замерзнуть. Если бетон промерз в рабочем шве, то промерзший участок отогревают паром, затем удаляют промерзший незатвердевший слой, обрабатывают поверхность ста­рого бетона по установленным правилам. Только пос­ле этого можно продолжать бетонирование.

Контроль твердения бетона. Прежде чем присту­пить к производству бетонных работ зимой, необходимо выбрать способ бетонирования. В первую очередь рекомендуется проверить возможность производства бетонных работ способом термоса.

Способ термоса является наиболее простым в про­изводстве и экономичным. Для его осуществления не требуется специального оборудования, уход за бето­ном сводится к наблюдению за исправностью укрытия и к контролю за температурой бетона. Однако этот спо­соб применяется только при бетонировании массив­ных конструкций, так как тонкостенные конструкции с большой охлаждаемой поверхностью утеплять трудно.

Массивность конструкции характеризуется отно­шением суммы охлаждаемых (наружных) поверхностей Р (м2) к ее объему V (м3). Это отношение называется модулем поверхности Мп, который определяется по формуле: Мп = Р/\/.

Способ термоса применяют при бетонировании конструкций с Мп менее 6, если использовать быстротвердеющие цементы марок 500-600 и глиноземистый цемент, которые не только быстро набирают проч­ность, но и выделяют большое количество тепла, а при введении химических добавок-ускорителей твердения его можно применять при Мп равном 6-10.

При производстве бетонных работ способом тер­моса в последние годы применяют горячие бетонные смеси, нагретые до температуры 70-80'С электричес­ким током в специальных бункерах.

Во время электроподогрева бетонной смеси в бунке­рах необходимо соблюдать определенный режим подъе­ма температуры смеси. Прежде всего следует бетонную смесь выдержать в течение 20-30 мин при температуре 15-20°С, а затем в течение 10-15 мин нагреть до темпера­туры 70-80°С. Подогретую бетонную смесь незамедли­тельно укладывают в утепленную опалубку, в которой бе­тон твердеет и набирает прочность. При этом бетон осты­вает от температуры не 20-30°С, как обычно при способе термоса, а от 60-70°С. При производстве бетонных работ способом термоса строительная лаборатория тщательно контролирует температуру каждой порции бетонной сме­си, доставляемой на стройплощадку, соблюдение температурно-влажностного режима, а также своевременное и тщательное утепление бетонируемых конструкций.

В процессе твердения бетона лаборанты должны три раза в сутки измерять температуру наружного воздуха или окружающей среды, температуру бетона и резуль­таты измерений заносить в журнал бетонных работ. Тем­пературу бетона следует контролировать систематичес­ки, начиная с укладки бетона и кончая остыванием до 2"С. Для измерения температуры твердеющего бетона пользуются техническими термометрами, которые уста­навливают в скважины. Скважины устраивают заранее в местах наиболее неблагоприятного температурного режима. Глубина их в крупногабаритных конструкциях 10-15 см, а в плитах - в половину толщины плиты. В каждом элементе должно быть не менее трех скважин, но не ме­нее одной на каждые 2 м2 плиты. В конструкциях, где Мп менее 3, должны быть предусмотрены как поверхностные, так и глубинные скважины. Для замера температуры бе­тона на глубине 75 см и более в массивных фундаментах устанавливают металлические трубки диаметром 25 мм.

Скважины должны быть закрыты пробками, пронуме­рованы и нанесены на схему. Во время измерения темпе­ратуры бетона термометры следует изолировать от влия­ния температуры наружного воздуха и выдерживать их в скважине не менее 3 мин. Зазор между термометром и стенкой скважины закрывают войлоком или паклей.

При отсчете температуры желательно не вынимать термометр из скважины полностью. Записывают тем­пературу на отдельном для каждой конструкции листе и в температурном журнале.

В процессе бетонирования конструкции регулярно отбирают контрольные образцы, которые хранят в тех же условиях. Зимой кроме трех основных образцов обычно изготовляют шесть дополнительных, три из которых испытывают в тот день, когда температура бетона в конструкции упадет до 1-2'С, остальные три являются запасными и служат для получения допол­нительных контрольных данных.

В результате испытания в лаборатории конт­рольных образцов-кубов устанавливают прочность бетона, затем производитель работ вместе с предста­вителем авторского надзора решает вопрос о возмож­ности распалубливания конструкций и их загружения. Нельзя допускать примерзания опалубки к бетону. Пос­ле распалубливания бетон укрывают (например, бре­зентом) во избежание его растрескивания.

Способ термоса, при котором бетон приобретает прочность не менее 5 МПа, гарантирует высокое каче­ство бетона. Если же способом термоса не удается получить в установленные сроки прочность бетона, достаточную для его распалубливания, то рекоменду­ется применять бетоны с противоморозными добав­ками, предварительный электропрогрев смеси перед укладкой ее в опалубку, а также искусственный обогрев бетона электрическим током или паром.

Бетон с противоморозными добавками обладает способностью твердеть при отрицательных темпера­турах. В качестве противоморозных добавок применя­ют: нитрит натрия (НН); хлорид натрия в сочетании с хлоридом кальция (ХН + ХК); соединения нитрита каль­ция с мочевиной (НКМ); нитрит натрия ,в сочетании с хлоридом кальция (НН + ХК); нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК); нитрит-нитрат-хлорид кальция, в со­четании с мочевиной (ННХК + М); нитрит кальция в со­четании с мочевиной (НК + М); поташ (П).

Содержание противоморозных добавок устанавли­вается строительной лабораторией в зависимости от расчетной температуры твердения бетона, состояния материалов (холодные, оттаянные или подогретые), водоцементного отношения и других факторов.

Наиболее эффективны противоморозные комп­лексные добавки: смесь нитрита кальция и мочевины в соотношении 3:1 (НКМ) по массе; смесь нитрата и нитрита кальция и мочевины - 1,5:1,5 (ННКМ); смесь нитрита и хлорида кальция - 1:1 (ННХК); смесь нитра­та и нитрита кальция, хлорида кальция и мочевины -0,7:0,75:1,5:1 (ННХКМ). Бетонные смеси с этими до­бавками признаны наиболее технологичными.

Работники строительной лаборатории, назначая вид противоморозной добавки, должны учитывать область применения бетонов с химическими добавками, так как для различных конструкций в зависимости от типа арми­рования и агрессивности среды, в которой будут нахо­диться конструкции при эксплуатации, существуют огра­ничения по применению того или иного вида добавок.

Бетонную смесь с противоморозными добавками можно транспортировать в неутепленной таре. Пре­дельная продолжительность транспортирования и до­пускаемый срок укладки бетонной смеси зависят от ее подвижности.

Бетонную смесь с противоморозными добавками укладывают в конструкции и уплотняют, соблюдая общие правила укладки. Поверхность бетона, не защищенную опалубкой, укрывают во избежание вымораживания вла­ги. Бетон выдерживают под укрытием до получения распалубочной прочности. В случае, когда после укладки бе­тона температура его стала ниже расчетной, принятой при установлении концентрации водных растворов противоморозных добавок, уложенный бетон утепляют сухими опилками, сухим песком или сочетают выдерживание бе­тона по способу термоса с искусственным обогревом до того момента, пока он не наберет заданной прочности.

При производстве бетонных работ в зимнее время искусственный обогрев бетона осуществляют за счет электротермообработки, паропрогрева и обогрева теплым воздухом.

Электротермообработку бетона выполняют мето­дами электродного прогрева, электрообогрева раз­личными электронагревательными устройствами, ин­дукционного нагрева. В практике зимнего бетониро­вания наибольшее распространение получил электро­дный прогрев бетона током напряжением не выше 60В. Прогрев этим способом можно рекомендовать для бетонных конструкций с модулем поверхности 5-20.

Режим электропрогрева назначает лаборатория с учетом вида применяемого цемента, массивности кон­струкций, требуемой прочности бетона и возможнос­ти накопления ее за время остывания прогретых кон­струкций. На время электропрогрева железобетонных конструкций специально выделяют лаборантов, элек­тромонтажников и рабочих, в обязанности которых вхо­дят контроль за температурой бетона прогреваемых по заданному режиму конструкций и оформление темпе­ратурных листов, включение и выключение электричес­кого тока, измерение напряжения в сети, укрытие про­гретого бетона утепляющими материалами.

Контролируя электропрогрев, лаборанты следят за тем, чтобы включали ток при температуре бетона не ниже 3-5°С. Температуру бетона конструкций при элек­тропрогреве измеряют в первые 3 ч- через каждый час, а в остальное время прогрева - три раза в смену. Ла­борант обязан следить, чтобы при прогреве конструк­ций с Мп менее 6 подъем температуры в теле бетона производился с интенсивностью 8°С/ч, а с Мп равным 6-10 и более- 10°С/ч, а также в каркасных и тонкостен­ных конструкциях длиной до 6 м - 15°С/ч. Длительность изотермического прогрева зависит от вида цемента, температуры прогрева и заданной критической проч­ности бетона.

Таблица 2

Максимально допустимая температура бетона при электропрогреве (табл. 2)

Вид цемента

Модуль поверхности Мп

До 10

Свыше 10

Шлакопортландцемент и пуццолановый портландцемент

90

80

Портландцемент

80

70

Быстротвердеющий портланд­цемент

75

70

Примечание. При периферийном электропрогреве конст­рукций с Мп менее 5 температура в наружных слоях не должна быть более 40°С.

Температура бетона при электропрогреве должна быть по возможности одинаковой во всех частях кон­струкции и не отличаться более, чем на 15°С по длине и сечению конструкции. С целью обеспече­ния заданного режима электропрогрева бетона необ­ходимо регулировать напряжение, подводимое к элек­тродам, отключать электроды от сети по окончании подъема температуры, периодически включать и от­ключать напряжение на электродах.

Дежурный лаборант следит за тем, чтобы скорость остывания бетона по окончании электропрогрева была минимальной и не превышала для конструкций с Мп более 10-12°С/ч и с Мп равным 6-10 - 5"С/ч. Остыва­ние наиболее быстро протекает в первые часы после вык­лючении тока, затем интенсивность остывания посте­пенно замедляется. Чтобы создать одинаковые усло­вия остывания частей конструкций различной толщи­ны, тонкие элементы, выступающие углы и другие час­ти, которые остывают быстрее основной конструкции, дополнительно утепляют. Опалубку и утепление про­гретых конструкций снимают не раньше, чем бетон остынет до температуры 5'С, но прежде, чем опалубка примерзнет к бетону. С целью замедления процесса остывания наружных слоев бетона поверхности конст­рукций, после ее распалубливания укрывают теплоизолирующими материалами если разность температур бетона и наружного воздуха для конструкций с Мп ме­нее 5 составляет 20'С, а для конструкций с Мп более 5 составляет выше ЗО°С.

Обогрев инфракрасными лучами осуществляется за счет передачи бетону тепла в виде лучистой энер­гии, при этом ускоряется его твердение. В качестве источника инфракрасных лучей используют работаю­щие от общей электросети металлические трубчатые электрические нагреватели (ТЭНы) и стержневые кар­борундовые излучатели.

Инфракрасные излучатели в комплекте с отражате­лями и поддерживающими устройствами составляют ин­фракрасную установку, которая конструктивно представ­ляет собой сферические или трапециедальные отража­тели, внутри которых размещаются излучатели с поддер­живающими устройствами; оптимальное расстояние между инфракрасной установкой и обогреваемой поверхностью должно составлять 1-1,2 м. За счет изменения мощности генераторов инфракрасных лучей и расстоя­ния их от поверхности обогреваемого бетона можно ре­гулировать интенсивность нагрева бетона, температуру изотермического прогрева, а также интенсивность охлаждения бетона к концу тепловой обработки.

Обогревать инфракрасными излучателями можно открытые поверхности бетона или сквозь опалубку. Для лучшего поглощения инфракрасного излучения повер­хность опалубки покрывают черным матовым лаком. Температура на поверхности бетона не должна превы­шать 80-90°С.

Этот метод обогрева бетона целесообразно при­менять для тонкостенных конструкций, а также при укладке бетона в штрабы, стыки и т. п. Во время про­грева инфракрасными лучами следует тщательно за­щищать бетон от испарения из него влаги. Чтобы ис­ключить интенсивное испарение влаги из бетона, от­крытые его поверхности закрывают полиэтиленовой пленкой, пергамином или рубероидом.

Индукционный прогрев бетона осуществляется за счет энергии переменного магнитного поля, которая преобра­зуется в арматуре или стальной опалубке в тепловую и пе­редается бетону. Данный способ применяют для прогре­ва бетона железобетонных каркасных конструкций (ко­лонн, ригелей, балок, прогонов, элементов рамных кон­струкций, отдельных опор), а также при замоноличивании стыков каркасных конструкций в зимних условиях.

При индукционном нагреве по наружной поверхнос­ти опалубки элемента, например, колонны, укладывают последовательными витками изолированный провод -индуктор. Шаг и число витков провода определяют рас­четом, в соответствии с которым изготовляют шаблоны с пазами для укладки витков индуктора.

После установки индуктора до начала бетонирования обогревают арматурный каркас или стык для удаления с него наледи. Затем укладывают и уплотняют бетонную смесь. Открытые поверхности конструкции и опалубки после окончания бетонирования должны быть укрыты теп­лоизоляционным материалом и должны быть устроены скважины для замера температуры, после чего приступа­ют к прогреву. Прекращают его после достижения бето­ном расчетной температуры. Температура нагрева не дол­жна превышать расчетную более чем на 5°С. После окон­чания прогрева необходимо следить за скоростью осты­вания бетона, которая должна быть 5-15°С/ч в зависимо­сти от модуля поверхности прогреваемых конструкций.

Применяется в строительстве прогрев бетона конструк­ций в термоактивной опалубке. Термоактивной называют опалубку, состоящую из стальных панелей, смонтированных на них нагревательных элементов и наружной термо­изоляции. Для ускорения оборачиваемости термоактивной опалубки ее демонтируют после завершения изотермичес­кого прогрева. Остывать бетон оставляют под укрытием из шпаковойлочных одеял, брезента, полиэтиленовой плен­ки. Контролируется скорость подъема температуры, ее мак­симальная величина и скорость охлаждения.

Следует избегать резкого охлаждения конструкции, которое вызывает большие температурные напряже­ния в бетоне и его растрескивание. Термоактивную опалубку можно применять для возведения самых раз­нообразных конструкций при температурах наружно­го воздуха ниже -20°С.

Паропрогрев и воздухообогрев бетона являются спо­собами дополнительного прогрева уложенного в конструк­ции бетона. Применение их требует больших дополни­тельных затрат и может быть рекомендовано только для тонкостенных конструкций, для которых существует опас­ность пересушивания бетона при его электропрогреве.

При паропрогреве создаются высокие температуры (80-95°С) в сочетании с благоприятными влажностными условиями, значительно ускоряющими твердение бето­на. Паропрогрев бетона монолитных конструкций произ­водится в паровых рубашках, в капиллярной опалубке, в паровой бане или путем пропускания пара по трубам, зак­ладываемым при бетонировании данной конструкции. Во время паропрогрева максимальная температура бетона не должна превышать при применении быстротвердеющего цемента 70°С, портландцемента - 80°С, а шлакопортландцемента и пуццоланового портландцемента - 90°С.

Длительность изотермического прогрева назначает (по результатам натурных испытаний) и контролирует строительная лаборатория с учетом вида применяемого цемента, температуры прогрева и требуемой прочности. Остывание конструкций после изотермического прогре­ва происходит так же, как при электропрогреве. Темпера­туру уложенного бетона при его паропрогреве контроли­руют в первые 8 ч через каждые 2 ч, в последующие 16 ч-через 4 ч, а в остальное время прогрева и остывания - не реже одного раза в смену. При прогреве бетона теплым воздухом необходимо тщательно следить за тем, чтобы ограждение обогреваемого пространства не пропускало испаряемую из бетона влагу. Если влажность воздуха в обогреваемом пространстве будет недостаточной, конст­рукцию необходимо обрызгивать водой.

С целью обеспечения твердения бетона в зимних условиях применяют различные гибкие нагреватели, позволяющие обогревать поверхность бетонирования в скользящей опалубке, отдельные элементы фунда­ментов, бетонные подготовки.


Таблица 3

Температурные показатели при обогреве конструкций в термоактивной опалубке (табл. 3)

Показатель

Модуль опалубливаемой поверхности Мп

Менее 4

4-6

6-8

8-10

Более 10

Максимальная скорость подъема температуры, 'С/ч

5

5

6

8

10

Максимальная скорость охлаждения конструкции, 'С/ч

5

5

6

8

8

Максимальная температура пристенного слоя бетона, °С

35

45

55

60

60

Разделы / Статьи по ремонту и эксплуатации зданий


Новости


26.02.14

Новая услуга - "Мобильный офис"
Внимание! Начал работать "Мобильный офис"!

26.02.14

Уважаемые Клиенты!
Мы изменили время работы офиса продаж!



Партнеры











© «Заборье» ООО 2009. Разработка сайта ТриДЭ